Обращение Главы Республики Калмыкия 26.12.2016 (Окончание)
Эта практика научного сотрудничества должна быть продолжена и в следующем году. Более того, считаю, что все же использование образовательного и научного потенциала Калмыцкого государственного университета проходит пока недостаточно и нуждается в существенной корректировке. Прежде всего, в контексте подготовки кадров для нашего народнохозяйственного комплекса. Прошу Правительством республики учесть это замечание и совместно с руководством университета представить мне конкретные предложения не позднее января 2017 года.
В нынешних экономических условиях бизнес и потенциальные инвесторы проявляют повышенный интерес к перспективным научным и научно-прикладным разработкам.
Поэтому Министерству образования и науки и Министерству экономики и торговли следует проработать вопрос о поддержке НИОКР, уделить особое внимание формированию на базе Калмыцкого госуниверситета комплекса высокотехнологичных стартапов, имеющих реальные перспективы реализации.
Еще одним из важнейших элементов научной системы республики, реализующим фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, является Калмыцкий научный центр Российской академии наук, научный потенциал которого необходимо реализовывать для применения в соответствующих отраслях и сферах.
Физическая культура и спорт
В уходящем году серьезных успехов достигли наши спортсмены. Прежде всего, я, конечно, говорю о замечательной победе нашего борца Мингияна Семенова, ставшего чемпионом Европы по греко-римской борьбе.
Это без преувеличения большая победа калмыцкого спорта, которая во многих отношениях станет примером, маяком для наших юных спортсменов.
Особые климатические условия и традиционное дружелюбие жителей республики способствует проведению различных масштабных спортивных мероприятий, тому свидетельство — ежегодные соревнования Чемпионата России по ралли-рейдам.
Кроме того, впервые проведен Первый официальный забег «Ран Уралан Калмыкия — 2016», который объединил более 400 участников с разных уголков России.
Серьезная динамика наблюдается в организации работы профильного министерства с нашими спортивными федерациями.
Наконец-то в уходящем году мы урегулировали правовые вопросы с нашим стадионом «Уралан», что дает нам возможность более эффективно использовать его для развития детско-юношеского футбола, а также вплотную подойти к вопросу полноценного возрождения футбольного клуба «Уралан». Вы, знаете, что по этому поводу у нас не утихает дискуссия. И, рассматривая этот вопрос в контексте бюджетной обеспеченности, мы исходим из того, что только путем привлечения спонсоров мы готовы создавать футбольный клуб.
Я допускаю, что к созданию клуба мы можем приступить уже в наступающем году.
Сегодня мы уделяем серьезное внимание развитию спорта в республике. Прежде всего, я имею в виду, конечно, же, развитие массового спорта. Улучшается материально-техническое оснащение спортивных объектов. Модернизируется спортивная инфраструктура.
В нашей маленькой республике существует более 500 спортивных сооружений, их них только в сельской местности свыше 380. И это не предел, их количество растет с каждым днем.
В течение года открылись целый ряд спортивных объектов на селе. Современные спортивные стадионы, спортивные клубы. Выходит на проектную мощность новый культурно-спортивный комплекс в Элисте, который после долгих мытарств, мы все же открыли в конце 2015 года. Правда, пока вызывает вопросы со стороны населения порядок работы комплекса. Прежде всего, работа плавательного бассейна для детей. Поэтому прошу министерство спорта и молодежи республики взять на контроль этот вопрос. Люди должны четко знать что, как и где работает.
В связи с этим хочу также обратиться к депутатам, чтобы активнее использовали свои возможности депутатского контроля. Причем это касается не только отдельного спортивного комплекса. А всех объектов социальной инфраструктуры. Больниц, детских садов, оздоровительных центров и т. д. Будь то в городе, будь то на селе.
Будьте ближе к своим избирателям. К своим землякам.
Культура
В 2016 году мы торжественно отметили 80-летие со дня основания Национального драмтеатра им. Б.Басангова и 95-летие со дня основания Национального музея РК им. Н.Н. Пальмова. В конце мая — начале июня в Москве с успехом прошли Дни культуры и искусства Калмыкии, в сентябре — очередной VIII Международный музыкальный фестиваль «Пентатоника».
В 2016 году 12 детских школ искусств получили беспрецедентную сумму в размере 12 млн. рублей. Средства пошли на закупку новых музыкальных инструментов. В Целинном и Яшалтинском районах, а также в Национальном музее им. Н.Н. Пальмова были созданы казачьи музеи. Среди детских школ искусств был проведен конкурс на гранты Главы Республики Калмыкия в сумме 1,1 млн. рублей.
В результате конкурсного отбора 5 сельских домов культуры (Малодербетовский, Октябрьский, Кетченеровский, Лаганский и Яшкульский) приобрели за счет федеральной субсидии автотранспорт.
В 2017 году министерству культуры и туризма Республики Калмыкия необходимо продолжить работу по реконструкции, ремонту и строительству сельских домов культуры, укреплению материально-технической базы учреждений культуры в рамках принятых программ.
Туризм
Мы уже неоднократно говорили, что важным фактором и если хотите существенным ресурсом дальнейшего развития всей экономики региона может и должно стать развитие туризма. В апреле в Калмыкии прошла «Неделя туризма». В нее были включены — открытие этнохотона «Бумбин орн» в парке «Дружба», выступление сводного оркестра 500 музыкантов республики, фестиваль тюльпанов.
В 2017 году в Калмыкии впервые заработает республиканский туристский информационный центр.
Министерству культуры и туризма республики необходимо будет обеспечить его деятельность, а также провести в следующем году — «Гастрономический фестиваль», «Фестиваль лотосов» в Лаганском районе, фестиваль ремесел в рамках проведения «Джангариады», межконфессиональный фестиваль мудрости и философии, создать туристский объект на территории Целинного района (экостоянка «Шатта»).
Ведомству следует продолжить совершенствование нормативно-правового регулирования народного художественного промысла, а именно внести положение о мастере народного художественного промысла РК, Указ Главы Республики Калмыкия о предоставлении грантов субъектам народным художественных промыслов.
Не могу не напомнить, что в предстоящем, 2017 году мы отмечаем 100-летний юбилей нашей национальной газеты «Хальмг Унн».
Это значимая в нашей истории, в общественной и культурной жизни нашей республики дата, заставляет нас вновь обратиться к теме возрождения и сохранения национальных традиций и культуры, основой которой, безусловно, является наш родной язык.
В этой связи юбилей нашей единственной национальной газеты – флагмана калмыцкой печати и одного из главных символов национальной самоидентичности степной республики, приобретает особое значение. Как и другой юбилей, который мы также отмечаем в наступающем году – 50-летие Калмыцкого телевидения.
Считаю, что проведение мероприятий, посвященных этим двум юбилеям, может стать не только важным этапом для дальнейшего развития национального информационно-коммуникационного пространства. Но и придать новый импульс осмыслению и решению тех задач, которые сегодня с особой остротой стоят перед всеми нами – возрождения калмыцкого языка.
Со времени создания Совета при Главе Республики Калмыкия по развитию родного языка прошло всего несколько лет. Я благодарю его членов за их активную, самоотверженную работу, которая особенно востребована в нашем обществе.
Сделано немало. Как уже анонсировал министр образования и науки республики Николай Манцаевич Горяев, в следующем, 2017 году в республики будет создан Центр развития калмыцкого языка. Членами Совета совместно с научным и учительским сообществом республики подготовлена нормативная база, которая, тем не менее, нуждается в доработке, а главное в постоянном внимании со стороны как наших законодателей, так и экспертного сообщества. Постепенно изменяется методика преподавания калмыцкого языка в школах, которая должна упростить освоение азов грамматики и прививать нашим детям навыки живого, разговорного языка. Нашими программистами созданы вполне современные электронные приложения по изучению калмыцкого языка.
Наконец-то, наш язык постепенно выходит из аналогового века в век цифровой. Я имею в виду то, что начата конкретная работа по созданию версий сайтов на калмыцком языке наших ведущих информационных ресурсов – газеты «Хальмг Унн», информационного агентства РИА «Калмыкия», интернет-газеты «Степные вести».
Но в то же время, не так уж редки случаи формального отношения как к работе Совета, так и в целом к проблематике со стороны республиканских и муниципальных властей. Порой не находят должного внимания интересные инициативы и предложения со стороны общественных организаций, научного сообщества, творческой интеллигенции. К сожалению, такие факты часто проявляется и в других отраслях народного хозяйства.
А ведь именно в этом – в совместных усилия общества и власти – суть решения наших многих вопросов. И проблем с сохранением и дальнейшим развитием родного языка особенно.
Скажу больше. Быть может сохранение родного языка для следующих поколений – языка – это один из главных критериев по которому о нас будут судить потомки. Сохранить и возродить родной язык, который может так и остаться памятником, языком великого эпоса «Джангар», Зая Пандиты, Номто Очирова, Давида Кугультинова, Константина Эрендженова, Веры Шуграевой и многих других наших писателей – это задача всего нашего поколения.
Прошу правительство республики, руководство районных и местных муниципальных властей внимательно учесть замечания и активно продолжить эту работу, которая должна стать системной и постоянной.
В своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин уделил особое внимание такому аспекту развития нашей страны, который давно уже стал одним из наиболее востребованных ресурсов дальнейшего развития не только общественной, но и социальной, и экономической жизни современной России. Это поддержка общественных, социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также благоприятных условий для развития благотворительности.
Следует отметить, что в республике сектор НКО и общественных организаций находит постоянную поддержку со стороны правительства республики.
В регионе успешно реализуется Государственная программа «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы» с подпрограммой «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Калмыкия в 2014-2020 годах». В частности, в 2015 году субсидии из республиканского бюджета получили 34 социально ориентированные общественные организации на общую сумму свыше 8 миллионов рублей. При этом надо отдать должное нашим общественным организациям. Многие из них не ограничиваются республиканским уровнем, а активно участвуют в федеральных и международных конкурсах по грантовой поддержке своих проектов.
И мне приятно отметить, что в нынешнем году 4 наши общественные организации – «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия», «Центр поддержки общественных и научных инициатив», Калмыцкий республиканский ресурсный центр, «Клуб «Ниилвр» — стали победителями конкурса федеральной государственной поддержки президента России и получили гранты на общую сумму свыше пяти миллионов рублей.
Надо постараться всячески поддерживать общественную инициативу наших граждан, адекватно отвечать на их обоснованные запросы в помощи и поддержке со стороны государства. Ведь в основе, в сердцевине этих запросов и ожиданий лежит искреннее стремление активно участвовать в возрождении родной республики.
Причем такая поддержка может быть не только финансовой, но и выражаться в других формах. В предоставлении помещений, транспорта, в административной поддержке. Одним словом в создании рабочей, конструктивной атмосферы совместной работы. И за примерами далеко ходить не надо. Все это – в той или иной степени – есть и в повседневной практике работы республиканских и муниципальных властей. Но все же, пока это носит бессистемный характер.
Также считаю, что стоит подумать о мерах по стимулированию наших коммерческих предприятий, стремящихся активно участвовать в благотворительности и социально ориентированных проектах. В поддержке наших творческих коллективов и спортивных клубов и организаций, социальных учреждений.
Для этого есть достаточная практика федерального уровня. Хороший опыт есть и в других регионах страны. Не вижу преград для того, чтобы использовать все ценное в этом вопросе и разумно внедрить в нашей республике.
Прошу Правительство республики, внимательно подойти к этим замечаниям и предложениям, а органы власти муниципального уровня активно подключиться к этой работе. Считаю, что вопрос по созданию собственных программ по поддержке общественных инициатив должен быть рассмотрен в каждом районном муниципальном образовании республики. И, конечно, в Администрации нашей столицы. Не позднее окончания первого квартала 2017 года жду проектов этих программ.
Также обращаюсь к предпринимательскому сообществу республики. Мы готовы рассмотреть и принять пакет преференций для тех, кто может и, главное, хочет участвовать в благотворительных проектах и поддержке нашей социальной сферы. А, говоря проще, кто хочет поддержать своих же земляков.
Рассчитываю на понимание и поддержку в этом вопросе и со стороны депутатского корпуса республики.
В современном мире для успешного социально-экономического развития региона все большее значение приобретает развитие взаимовыгодных торгово-экономических и культурных межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации, а также развитие конструктивных отношений в сфере экономики и культуры с регионами и бизнес-сообществами других стран, в рамках межгосударственных связей нашей страны. Это особенно актуально для нашей республики.
За последние годы нами подписаны ряд межправительственных соглашений по сотрудничеству с другими субъектами Российской Федерации. В частности, с Правительством Москвы, Калининградской областью, Тюменской областью. По отдельным направлениям с рядом других регионов нашей страны.
Одним из главных центров развития межрегиональных и международных связей в сфере образования и культуры за последние годы стал наш Калмыцкий государственный университет имени Басана Бадьминовича Городовикова, где учатся студенты из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья и 20 регионов нашей страны.
В гуманитарной сфере успешно развиваются связи с различными регионами нашей страны, а международные связи — с особенно близкими нам по культуре странами. Активно участвует в активизации межрегиональных и международных связей Калмыкии и бизнес-сообщество республики. Я имею в виду, не только визит в Элисту в этом году делегации бизнесменов из Италии по линии Итало-Российской торговой палаты, но и те контакты, связи и проекты, которые они имеют и реализуют, не обращаясь к официальным властям за поддержкой. Само по себе это неплохо. Бизнес есть бизнес. И предприниматели, как наиболее активная часть общества, всегда являются двигателем экономического прогресса. Однако насколько качественный отклик предприниматели находят в случае необходимости от муниципальных и республиканских властей? Получают ли они необходимую помощь организационного и административного характера? Считаю, что и на этом направлении у нас достаточно много вопросов.
Следует при этом отметить, что нами создана хорошая законодательная база для реализации на территории республики инвестиционных проектов, которая включает в себя серьезные налоговые льготы, административную поддержку для российских и зарубежных предпринимателей. И в целом созданный нами пакет преференций для инвесторов оценивается специалистами, как один из лучших в стране. Тем не менее, пока межрегиональные и международные связи развиваются не так успешно, как хотелось бы. Вот почему, я считаю, что пришло время трезво оценить наши возможности и выработать концептуальный подход в развитии межрегиональных и международных связей, которые необходимо логично увязывать с целым комплексом направлений социально-экономического развития региона. С развитием событийного и этнотуризма, системы образования и культуры, с активацией инвестиционного климата региона, а главное – с продвижением на российские и международные рынки продукции нашего агропромышленного комплекса.
Неплохой толчок в этом направлении, на мой взгляд, должны дать, представители наших национальных диаспор, которые сформированы и действуют не только в различных регионах нашей страны, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Я считаю, что необходимо умело использовать то, что многие наши соплеменники и земляки, независимо от национальной принадлежности и религиозного вероисповедания, находясь вдали от родных мест, в подавляющем большинстве испытывают ностальгию по малой родине. У многих из них в республике проживают родные и близкие. Почему нельзя этот фактор взять на вооружение? Ведь многие выходцы из нашей республики, проживающие в больших городах и разных странах, состоялись как профессионалы, достигли определенных высот в карьерном росте и могут реально способствовать укреплению и развитию межрегиональных и международных связей не только в сфере культуры, но и в экономике, бизнесе, научной деятельности.
Считаю также, что, более системно на этом направлении государственной политики необходимо использовать возможности и наших представителей в высших законодательных органах власти. Знаю, что они и так немало для этого делают. Однако, уверен, что и здесь нашу общую работу можно усилить.
В связи со всем вышесказанным, поручаю правительству республики подготовить предложения по координации региональной государственной политики по международным и межрегиональным связям и, в том числе, связям с нашими национальными диаспорами за рубежом.
Тут конечно следует хорошенько подумать. Возможно, в этом случае, решение вопроса можно разбить на этапы. Скажем, на первом этапе в структуре Правительства ввести должность уполномоченного или как можно сейчас говорить омбудсмена. А в дальнейшем, по мере необходимости, возможно, рассмотреть вопрос о создании отдельной структуры.
Но такую работу нам необходимо начать. Прошу правительство республики не откладывать с подготовкой предложений.
Анализ качества принятия управленческих решений в регионе показывает, что, не смотря на наработанный практический опыт наших чиновников в решении тех или иных задач, мы все же испытываем дефицит полноценной экспертной, а если говорить проще и понятнее – профессиональной и научной оценки текущих и долгосрочных социально-экономических и общественно-политических процессов. Конечно в силу специфики экономического развития республики, мононаправленности ее экономики, кому-то может показаться излишней забота о поиске дополнительных «умных предложений и оценок». Опасное заблуждение. И в связи с этим хочу напомнить пример – и таких примеров, если говорить честно, немало — из недавней истории развития республиканского АПК, когда в совсем недавнем прошлом в Калмыкии была упразднена ветеринарная служба. Серьезные, если не сказать больше, последствия этого решения мы испытываем на протяжении последних пяти лет. Последствия от такого непродуманного решения мы особенно ощутили, в свете известных событий в нашем животноводстве весной-летом текущего года.
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, считаю, что, что при правительстве республики должно действовать экспертное сообщество, состоящее из ученых, профессионалов и ветеранов отрасли. Полноценная работа с экспертами, должна стать нормальной практикой для работы Правительства региона.
Конечно, тут важно не впадать в другую крайность, когда путем избыточного, мягко говоря, обсуждения, теряется суть вопроса и затягивается практическая работа.
И потому поручаю правительству республики разработать подходы в формировании авторитетного экспертного сообщества и выработать механизм привлечения к совместной работе с органами власти экспертных групп по различным отраслям народного хозяйства.
Обращаюсь также ко всем представителям научной и творческой интеллигенции региона с предложением активно включиться в эту работу. Ваше мнение, ваш опыт, профессионализм и ответственность как нельзя более востребованы сегодня в республике. Давайте работать вместе!
Оглядываясь на предыдущее пятилетие можно отметить, что нами проделана большая работа в общественно-политической жизни, в экономике и социальной сфере республики. И основным критерием оценки нашей совместной работы я бы назвал последовательность.
При всех оговорках, связанных с оценкой качества этой работы, которые, к сожалению, здесь все же уместны.
Я уже достаточно раз говорил об этом, в том числе в своих предыдущих обращениях к депутатам Народного хурала (парламента) Республики Калмыкия. Нет смысла повторяться. Остановлюсь на кадровом вопросе. Скажу лишь несколькими штрихами. Для полноты картины.
Если вы помните с самого начало моей деятельности на посту главы республики и затем на протяжении нескольких лет мне часто приходилось слышать замечания об отсутствии у меня как руководителя Калмыкии так называемой своей команды. Вероятно, имелось ввиду, что я не пригласил никого извне для работы в правительстве республики. Не сделал никаких радикальных шагов в региональной кадровой политике. За некоторым исключением так поначалу и было. Однако это не означало, что такое ключевое направление государственной политики как кадровое не будет подвергнуто необходимому анализу и останется без предложений, которые должны внести существенные изменения в принципы формирования руководящего состава региона.
Главными принципами моей работы и я тоже об этом неоднократно говорил — это прагматизм и последовательность в решении поставленных задач. По возможности учет всех актуальных мнений на тот или иной вопрос. Опора на собственные силы. На собственные кадры. На своих земляков, для которых, по определению, как я считал и считаю, такие понятие как возрождение родного края не фигура речи, а гражданский долг. А значит на моих единомышленников.
Ну, а кроме того, исходил и исхожу из того, что и знания, и опыт, и желание трудиться на благо республики тех, кто сегодня работает в органах власти республики, достаточно для решения поставленных задач.
Да, мы наметили кадровые изменения, связанные, в том числе, с необходимой и естественной сменой поколений. Но реализацию этой кадровой программы решили сделать постепенной, рассчитанной с учетом всех возникающих нюансов, в таком тонком и, пожалуй, основополагающем вопросе как кадровая политика.
Все учесть, конечно, невозможно. Во всяком случае, даже при очень скрупулезном анализе мировой, отечественной и республиканской ( как в истории, так и в современности) практики очень трудно найти примеры идеальной кадровой политики.
Были и есть ошибки и у нас. Но замечу в связи с этим. Эти ошибки являются не только одной из тем досужих (часто лукавых) разговоров. Главное — предметом серьезного анализа в Правительстве и оперативного исправления этих ошибок.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Будем исходить из этого.
Серьезными этапами, в том числе и с точки зрения источника кадрового резерва в республике, стали прошедшие в течение последних нескольких лет выборы различного уровня – от муниципальных до федеральных. Напомню, что с 2013 году существенно сменился состав Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия. А в дальнейшем – к 2015г. собраний депутатов Элисты, районных и сельских муниципальных образований республики.
Причем, хочу обратить ваше внимание, что и состоявшиеся в нынешнем году выборы депутатов в Государственную Думу, с учетом предложенной системы партии «Единая Россия» по определению наиболее достойных своих представителей – я имею ввиду праймериз – не побоюсь этого слова, открыли новые имена в общественной и политической жизни республики.
И, безусловно, что мы еще воспользуемся вновь открытыми возможностями для пополнения кадрового состава. В том числе, на самом высоком уровне. Собственно, мы уже это начали делать. Но опять же, и я настаиваю на этом, будем стараться делать все взвешенно и продуманно.
Да, скамейка запасных у нас пополнилась. И мы уже себе примерно представляем на кого в ближайшем будущем мы будем опираться. Но теперь перед нами с особой актуальностью встанет и уже стоит проблема повышения качества государственного управления.
Собственно вопрос эффективного государственного управления всегда стоит на повестке дня. И именно вокруг него сломано столько копий дискуссий экспертов, мнений вышестоящего руководства, которое, как известно, по определению всегда право.
В российском экспертном сообществе сегодня стало модным составление различных рейтингов оценки деятельности отдельных политических и государственных деятелей и органов власти. Региональных в том числе. При всем разнообразии этих рейтингов и различных критериев оценки – ценных и не очень – в том числе сторонний наблюдатель может обратить на обнадеживающую для нас динамику. Динамику роста наших показателей. В том числе в качестве госуправления.
И все же, несмотря на некоторые успехи, следует признать, что, оценивая в целом итоги пятилетнего развития социально-экономического развития региона, мы в определенной степени, постепенно подходим к пределу своих возможностей с точки зрения ресурсной базы. Особенно это видно на примере развития главной нашей отрасли – сельского хозяйства.
Где наш главный резерв? За счет чего мы сможем сделать если не рывок, то качественный шаг вперед? Уверен, что только через повышение качества менеджмента. Только через неуклонное повышение качества государственного управления всех звеньев органов власти мы сможем обеспечить поступательное и устойчивое социально-экономического развития региона.
На мой взгляд, руководители министерств, ведомств, муниципалитетов должны обратить особое внимание на уровень квалификации своих специалистов. Необходимо проанализировать каждый конкретный случай ошибок или невыполнения своих должностных обязанностей. Что это халатность или безответственность? Низкая квалификация или элементарная безграмотность? Если это так, то нужно избавляться от горе — специалистов и менять их на более подготовленных профессионалов. Прошу обратить на это особое внимание руководителей всех уровней и еще раз внимательно посмотреть на тех, кто трудится в министерствах, ведомствах, муниципалитетах. Это особенно актуально в условиях дальнейшей оптимизации расходов на содержание органов государственного управления, которая будет нами продолжена и в 2017 году. Количественный состав тех, кто трудится в органах государственного управления уменьшится, зато их качественный уровень, надеюсь, улучшится.
В общем и целом, считаю, что повышение качество государственного управления в Республике Калмыкия должно стать приоритетом в работе всех уровней органов власти региона.
2017 год должен стать началом масштабной работы в этом направлении региональной государственной политики.
Прошу правительство республики подготовить региональную государственную программу подготовки и переподготовки кадров республиканского уровня. От министров и руководителей муниципалитетов до рядовых служащих. Знаю, что в той или иной степени такая работа велась и ведется. В основном в соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако, считаю, что мы нуждаемся в своей собственной республиканской программе.
Прошу мою администрацию проанализировать и вновь пересмотреть предварительные итоги реализации программы «Кадровый резерв». В том числе, в контексте квалификационных требований к государственным и муниципальным служащим. Безусловно, они нуждаются в коррекции. В чем-то в ослаблении требований. В частности, в сокращении наличия сроков государственного и муниципального стажа для претендента занимать ту или иную должность, чтобы дать возможность молодым специалистам быстрее войти в систему государственной власти. В чем-то, конечно в повышении требований. Программа и проект соответствующего Указа должны быть представлены мне на подпись не позднее февраля 2017 года.
Рассчитываю, что депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия поддержат меня в этом и, не откладывая, рассмотрят, а в чем-то, конечно, дополнят, соответствующие законодательные инициативы.
Уважаемые члены правительства Республики Калмыкия!
Жители Калмыкии!
Подводя итоги сказанному, хочу озвучить слова нашего президента Владимира Владимировича Путина, которыми он завершил свое Послание Федеральному Собранию: «Будущее страны зависит от нас, от всех наших граждан, от их ответственности и труда. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня».
Уверен, что к словам главы нашего государства присоединятся все, кто находится в этом зале, все жители Калмыкии.
Мне же хотелось бы сказать о том, что жители нашей республики обладают огромным духовным, культурным и интеллектуальным потенциалом, который достался нам от наших предков и который мы смогли сохранить сквозь века. Именно он помог нашему старшему поколению восстановить родную республику с нуля после возвращения 13-летней депортации.
Этот потенциал, уверен, поможет и нам, нынешнему поколению, решить все стоящие перед нами задачи по возрождению родной Калмыкии.